Предыдущая поездка в Ла-Рошель была слишком короткой, чтобы успеть посетить какие-то достопримечательности
кроме самого форта Байяр. В этот раз было решено провести в регионе два полных дня (с 28 по 31 мая). Этого, конечно, оказалось слишком мало, чтобы реализовать
все задуманные планы. К тому же визиту несколько помешала дождливая погода. Но кое-что посмотреть все-таки удалось. А остальное — в
следующий раз.
Париж
Путешествие по Франции началось с визита в Париж, значительно более длительного, чем два года назад — в Париже я провёл неделю.
Описывать подробно пребывание в столице вряд ли имеет смысл. С 24 по 26 мая на площади Трокадеро неподалёку от
Эйфелевой башни проводились слаломные соревнования Paris Slalom World Cup и, пользуясь случаем, хочу поблагодарить друзей и
знакомых за яркие выступления и хорошую компанию. ;) Погода была очень переменчивая и временами ужасно холодная, но несколько тёплых и
сухих деньков всё же выпало, так что мы успели объехать и познакомиться почти со всеми районами Парижа.
Соревнования на Трокадеро
Вид с Эйфелевой башни
Версаль
Ла-Рошель
Утром 28 мая я приехал на уже знакомый вокзал Монпарнас, откуда за три с половиной часа скоростной поезд TGV доставил меня в
Ла-Рошель. Время пролетело незаметно — сидящая рядом очень интеллигентная француженка, как выяснилось, свободно владела английским
языком, и мы, к некоторому недовольству сидящей перед нами пожилой мадам (которая в весьма грубой форме сделала нам замечание), всю дорогу
разговаривали на самые разные темы, начиная с демократии в России, панк-молебна известной группы, ситуации в Сирии и заканчивая тем, чем
знаменит город Пуатье, в котором TGV делал остановку, и какие места в регионе стоит посетить — моя спутница оказалась
местной жительницей, неоднократно посещавшей близлежащие острова и города и отлично знавшей их историю и достопримечательности.
Прибыв в Ла-Рошель и выйдя из здания вокзала, я не торопясь, прогулочным шагом пошёл в сторону порта — ресепшн в гостинице
открывался лишь через два с половиной часа, так что у меня было свободное время поближе познакомиться с местной кухней и съездить на площадь
Верден, чтобы узнать расписание автобусного маршрута, связывающего Ла-Рошель и остров Рэ. Подходя к башне Святого Николя,
я решил свериться с картой местности и уточнить путь к гостинице. И в эту минуту я понял — все мои распечатки по достопримечательностям,
распечатки брони гостиницы и, самое главное, планшетный компьютер остались в поезде в кармане кресла… Стремглав я бросился на вокзал! На моё
счастье поезд ещё был на станции. Двери, конечно, оказались закрыты, но, помахав руками, мне удалось привлечь внимание находящихся внутри девушек,
убиравших вагоны. Французским языком я не владею, поэтому пришлось объясняться по-английски. Девушки меня внимательно выслушали, затем
переглянулись и рассмеялись — с тем же успехом я бы мог обратиться к ним на каком-нибудь хинди или зулу. К сожалению, французы не любят
иностранные заимствования и все мои «computer! computer!» пониманию никак не способствовали. На помощь пришло вспомнившееся слово
ordinateur. Мне сразу же любезно разрешили пройти в вагон и забрать забытые бумажки и компьютер. Так что будьте бдительны и «при выходе не забывайте свои вещи».
После этого весьма неприятного, но счастливо закончившегося инцидента времени на Верден не осталось. Поэтому обойдя порт, я пошёл
сразу в гостиницу. Отели в Ла-Рошели даже в это время года весьма дорогие, и чтобы не переплачивать, я решил подыскать что-то более
дешёвое, пусть и подальше от вокзала. Гостиница — минут 20 пешком от станции — обошлась мне в 140 € за 3 ночи. Номер за такие
деньги оказался чистым и уютным, а место, благодаря удалённости от центра города, тихим и приятным. Рядом с гостиницей — несколько кафешек и
продуктовый магазин Carrefour, внутри — автомат с водой и шоколадками по адекватным ценам. Очень удобно.
Время на часах было около шести, погода была хоть и облачной, но довольно тёплой, и я решил двинуться в сторону острова Рэ. Интересно
было добраться туда своим ходом — и я поехал, предварительно прокатившись чуть-чуть в окрестности Вердена. Дорога до моста заняла
около 30 минут. И вот передо мной мост! Очень красивый и очень длинный (около трёх километров). Первая половина в горку. Холодный и сильный,
сбивающий с ног ветер в лицо. Этот участок дороги на остров оказался самым неприятным, но зато единственный за этот визит раз я (вдали) увидел
форт Байяр. Когда я ехал по мосту, навстречу мне проехал автобус в Ла-Рошель. К сожалению, последний на сегодня. Спустившись на остров,
дальше я не поехал, поскольку время было уже по местным меркам позднее и вернуться я мог только своим ходом. Погода же тем временем начала
портиться: солнышко полностью скрылось, и было видно надвигающийся дождь (который, правда, в итоге прошёл мимо). Обратно по мосту я прокатился
с ветерком в спину — на спуске больше 35 км/ч ехать побоялся: справа мчатся машины, слева плещется океан. :) Вечер провёл в Ла-Рошели.
Покатался по городу (хотя хороших тротуаров мало и кататься там особо негде, вечером машин становится не так много и можно смело ехать по
встречной полосе), заглянул в городской парк, поближе познакомился с местной кухней (не заказывайте сардины на гриле — одни кости!) и
напоследок зашёл в Carrefour за завтраком — очень вкусным рисовым пудингом. :)
Ла-Рошель
Ла-Рошель
Ла-Рошель
Ла-Рошель
Ла-Рошель
Ла-Рошель
Аквариум Ла-Рошели
Мост к острову Рэ
Мост к острову Рэ
Остров Рэ
Первый полный день пребывания в Приморской Шаранте было решено целиком уделить острову Рэ. Утром я поехал
на площадь Верден, откуда на остров Рэ регулярно отправляются автобусы (Les Mouettes, линия №3). В располагающемся там туристическом офисе меня снабдили
актуальным расписанием (его можно заранее скачать с сайта
компании-оператора, но лишний раз проверить его актуальность в офисе не будет лишним) и подсказали, где останавливается нужный мне
автобус. Билет, дающий право неограниченно пользоваться автобусом в течение одного дня, обошёлся мне в 5 €. Купить его можно либо
в туристическом офисе, либо непосредственно у водителя.
Дорога до острова занимает около 20 минут. Делая первую остановку сразу после моста (Sablanceaux), далее автобус около полутора
часов петляет по всему острову, заезжая во все основные городки, включая Сан-Мартин-де-Рэ — «столицу» острова Рэ. К конечной
остановке (Salle polyvalente) в автобусе оставалось лишь четыре человека: водитель, семейная пара и я. К некоторому удивлению рядом
с остановкой я обнаружил туристический офис, услугами которого я не преминул воспользоваться, чтобы получить (совершенно бесплатно), на
всякий случай, бумажную карту острова. Хотя на карте были отмечены основные велосипедные дорожки, я поехал по проезжей части, благо машин
в этой части острова почти не было.
Первый пункт назначения — маяк Бален (Phare des Baleines), до которого было всего
около пяти километров. Осмотр маяка внутри платный, 6 €. В помещениях внизу располагается небольшой музей с историческими
фотографиями. На сам маяк можно взобраться по винтовой лестнице, что я, конечно, и сделал. С маяка открывается очень красивый вид на
Бискайский залив и остров. В соседнем здании располагается магазинчик с различными сувенирами. Продаются, в частности, различные книжки. Я
купил одну по истории острова Рэ и «Историю форта Байяр» Тьерри Созо. За те 40 минут, что я осматривал маяк, погода
совсем испортилась — солнышко окончательно скрылась за облаками и начался довольно сильный дождь. Было два варианта: либо ехать под дождём,
либо сесть на автобус и доехать, например, до Сан-Мартина-де-Рэ. Второй вариант отпал, когда я посмотрел расписание: следующий автобус был
лишь через два часа, которые я никак не хотел терять.
Поначалу дорога была хоть и мокрая, но вполне приличная. Машин было мало, и ехал я довольно быстро. В город Арс-ан-Рэ я въехал под
проливным дождём и прежде, чем двинуться дальше, решил немного подождать в надежде, что дождь хотя бы чуть-чуть ослабнет. Почти тщетно. Сразу
за Арсом-ан-Рэ начинается самая узкая часть острова, и все автомобильные дороги сливаются в одну, но такую же узкую, по одной полосе в
каждую сторону. Я продолжал ехать по проезжей части, но дорога была ужасной — лил дождь, машины шли буквально одна за другой, и мне то и
дело приходилось прыгать на обочину. Когда я увидел съезд на велосипедную дорожку, я не раздумывая свернул. Вокруг — красота! ;) Встретившийся
указатель гласил, что до моста остался 21 километр. Конечно, был определённый риск: велодорожка с автомобильными дорогами почти не
пересекается, а хороший асфальт мог в любой момент закончиться. Через километров пять он и закончился… ;) На моё счастье бездорожье
довольно быстро кончилось и началась бетонная дорожка, для роликов вполне подходящая.
Так я доехал до Сан-Мартина-де-Рэ, где осмотрел цитадель, построенную знаменитым Вобаном в 1681 году. Проехав через Ла-Флот,
вдали я наконец-то увидел аббатство Нотр-Дам-де-Рэ — те самые развалины, которые в течение многих лет появлялись в заключительных
титрах передачи. Неподалёку от аббатства находится форт Ла Прэ. К сожалению, времени на детальный осмотр форта уже не было (надо было успеть
на последний автобус), и я ограничился лишь взглядом со стороны. К мосту я приехал раньше, чем рассчитывал (вполне мог бы успеть заглянуть и в
Ла Прэ), и в ожидании автобуса заглянул в одну из кафешек, где с удовольствием выпил горячего чая. Приехавший по расписанию автобус за
20 минут доставил меня обратно в Ла-Рошель. В автобусе я заметил ту самую семейную пару, что утром доехала со мной до конечной остановки.
Несмотря на осадки, в целом поездка по острову Рэ удалась, хотя дождливая погода и внесла свои коррективы.
Начало путешествия по Рэ
Остров Рэ
Остров Рэ
Остров Рэ
Маяк Бален
Вид с маяка на остров Рэ
Вид с маяка на Бискайский залив
У маяка Бален
У маяка Бален
В маяке Бален
В маяке Бален
Лестница на маяк
Остров Рэ
Остров Рэ
Остров Рэ
Остров Рэ
Остров Рэ
Остров Рэ
Аббатство Нотр-Дам-де-Рэ
Форт Ла Прэ
Автобусная остановка Sablanceaux
Рошфор, Бурсфран-ле-Шапю и форт Лувуа
Утром следующего дня я пошёл в туристический офис Ла-Рошели, чтобы узнать, как мне добраться до города Рошфор и форта Лувуа,
и получить соответствующие расписания (они также доступны в электронном виде в Интернете). Вариантов немного: либо на автобусе, либо на
электричке. Автобусом интереснее, но ходит он реже, а едет дольше. Поэтому в целях экономии времени я поехал на электричке. Билет в один
конец стоит 6.20 € (билет туда-обратно, вероятно, стоит дешевле, но при покупке надо сразу определиться с временем возвращения).
Поезд едет довольно быстро, и путь занимает всего около 20 минут.
Приехав в Рошфор, у меня было около 40 минут, которые я потратил на осмотр окрестностей вокзала: сделал кружок, заглянув в порт и проехав мимо
Кордери Рояль и Морским музеем. К сожалению, тротуары очень узкие и плохого качества, поэтому ехать приходилось в основном по
встречной полосе (машин было не много). На последнем перекрестке перед вокзалом мне на встречу выехала… полиция. Меня вежливо попросили
переместиться на тротуар, что я и сделал, благо до вокзала оставалось совсем немного.
Добраться до форта Лувуа из Рошфора можно на автобусе (Les Mouettes, линия №6), который идёт на остров Олерон. В туристическом офисе
я попытался узнать, на какой остановке мне надо выйти. Сотрудница офисе с ответом затруднилась и посоветовала спросить у водителя. Будучи
практически уверенным, что водитель по-английски ничего не поймёт (так оно и оказалось), я выбрал по карте ближайшую остановку — мэрия
города Бурсфран-ле-Шапю. Дорога занимает около 50 минут и весьма интересна сама по себе: автобус проезжает по большому мосту через реку
Шаранту, слева от которого можно увидеть действующий паром (Pont Transbordeur),
построенный более ста лет назад, заезжает в города Сент-Анан и Марен.
От Мэрии до порта Шапю около двух километров. 10 минут — и передо мной форт Лувуа! Повезло, что в это время был отлив,
так что от берега до крепости можно было дойти пешком по узенькой дорожке. Осмотр стоит 6 €. По своим размерам форт, конечно, с Байяром
не сравнится, но производит сильное впечатление. Я провёл там больше часа, тщательно всё осмотрел и сделал пару сотен фотографий. Описывать
форт вряд ли имеет смысл — атмосферу средневековой крепости, всё равно, не передать. Смотрите фотографии, а ещё лучше, приезжайте в форт сами! ;)
На обратном пути я решил прогуляться до Мэрии пешком. Городок складывается из маленьких одноэтажных домиков. На улицах людей почти не было.
По-видимому, французы приезжают сюда только на лето.
Мой автобус отходил в 17:00. Замечу, что автобусы на этой линии ходят очень редко: от Мэрии в сторону Рошфора всего
три раза в день — в 11:15, 17:00 и 17:45. При входе улыбкой меня встретил тот же водитель. В 17:50 мы вернулись в Рошфор, и я быстро
пошёл в Кордери Рояль — знаменитую Королевскую канатную мануфактуру. Музей состоит из нескольких залов, и наиболее интересным является
первый, в котором наглядно показан процесс изготовления самых разных видов канатов. В остальных залах демонстрируются различные видеофильмы и
видеоролики по морской тематике (конечно, на французском языке). Недалеко от Кордери Рояль стоит знаменитый «Эрмион» — восстановленный
по архивным чертежам фрегат королевского флота.
На этом осмотр Рошфора и его достопримечательностей был закончен. К сожалению, все музеи закрываются рано. Побродив немного
(начался очередной дождик) по городу, я пошёл на вокзал. Через 20 минут я был в Ла-Рошели. Подкрепившись французской кухней,
я отправился кататься по городу (дождик, к счастью, уже кончился).
Утром следующего дня я успел сходить в Аквариум, где можно познакомиться с различными обитателями морских глубин, начиная от
маленьких креветок и заканчивая огромными акулами. Последний зал музея — тропический лес, наполненный пением птиц. К сожалению, птиц там
нет, а «поют» развешенные по периметру динамики. Вернувшись в отель, я быстро собрал оставшиеся вещи и пошёл на станцию. В 11:30 мы
двинулись в сторону Парижа, и к обеду я был уже на месте.
К сожалению, не все достопримечательности, запланированные заранее, удалось посетить. Например, не удалось съездить в город Сент,
не хватило времени посетить замок Ла-Рош-Курбон, не получилось попасть на острова Олерон и Экс. Надеюсь, что эта поездка
в регион не была последней, и в следующий раз, вооружившись уже четырёхколёсным другом, получится охватить большее число интересных мест.
Порт Рошфора
Порт Рошфора
Вокзал Рошфора
Бурсфран-Ле-Шапю
Вдали — форт Лувуа
Форт Лувуа
Форт Лувуа
Форт Лувуа
Форт Лувуа
Форт Лувуа
Форт Лувуа
Форт Лувуа
Кордери Рояль
Кордери Рояль
Кордери Рояль
Фрегат Эрмион
Рошфор
В Аквариуме Ла-Рошели
Снова Париж
Каждую пятницу вечером парижские роллеры катаются по центральным улицам столицы. Колонну сопровождает полиция,
которая помогает перекрывать дороги. Интересно было посмотреть на это мероприятие изнутри, и к 22 часам я приехал к вокзалу Монпарнас — на
начальную точку маршрута. Покатушка проходила в хорошем, бодром ритме, вызывая восторг у наблюдавших за нами прохожих, которые не только
снимали нас на мобильные телефоны и планшеты, но и периодически поддерживали радостными криками. Официально покатушка заканчивается в час ночи
в точке старта, но мы откололись от неё раньше, на площади Трокадеро, посмотрели на Эйфелеву башню, мерцающую различными цветами
и разъехались по домам. Утром следующего дня я улетел домой.
В заключение выражаю огромную благодарность Владимиру Ивановичу за помощь в организации поездки во Францию!