Вы просматриваете мобильную версию сайта. При желании Вы можете вернуться на полную версию.

Путешествие по Приморской Шаранте

Предыдущая поездка в Ла-Рошель была слишком короткой, чтобы успеть посетить какие-то достопримечательности кроме самого форта Байяр. В этот раз было решено провести в регионе два полных дня (с 28 по 31 мая). Этого, конечно, оказалось слишком мало, чтобы реализовать все задуманные планы. К тому же визиту несколько помешала дождливая погода. Но кое-что посмотреть все-таки удалось. А остальное — в следующий раз.

Париж

Путешествие по Франции началось с визита в Париж, значительно более длительного, чем два года назад — в Париже я провёл неделю. Описывать подробно пребывание в столице вряд ли имеет смысл. С 24 по 26 мая на площади Трокадеро неподалёку от Эйфелевой башни проводились слаломные соревнования Paris Slalom World Cup и, пользуясь случаем, хочу поблагодарить друзей и знакомых за яркие выступления и хорошую компанию. ;) Погода была очень переменчивая и временами ужасно холодная, но несколько тёплых и сухих деньков всё же выпало, так что мы успели объехать и познакомиться почти со всеми районами Парижа.

Ла-Рошель

Утром 28 мая я приехал на уже знакомый вокзал Монпарнас, откуда за три с половиной часа скоростной поезд TGV доставил меня в Ла-Рошель. Время пролетело незаметно — сидящая рядом очень интеллигентная француженка, как выяснилось, свободно владела английским языком, и мы, к некоторому недовольству сидящей перед нами пожилой мадам (которая в весьма грубой форме сделала нам замечание), всю дорогу разговаривали на самые разные темы, начиная с демократии в России, панк-молебна известной группы, ситуации в Сирии и заканчивая тем, чем знаменит город Пуатье, в котором TGV делал остановку, и какие места в регионе стоит посетить — моя спутница оказалась местной жительницей, неоднократно посещавшей близлежащие острова и города и отлично знавшей их историю и достопримечательности.

Прибыв в Ла-Рошель и выйдя из здания вокзала, я не торопясь, прогулочным шагом пошёл в сторону порта — ресепшн в гостинице открывался лишь через два с половиной часа, так что у меня было свободное время поближе познакомиться с местной кухней и съездить на площадь Верден, чтобы узнать расписание автобусного маршрута, связывающего Ла-Рошель и остров Рэ. Подходя к башне Святого Николя, я решил свериться с картой местности и уточнить путь к гостинице. И в эту минуту я понял — все мои распечатки по достопримечательностям, распечатки брони гостиницы и, самое главное, планшетный компьютер остались в поезде в кармане кресла… Стремглав я бросился на вокзал! На моё счастье поезд ещё был на станции. Двери, конечно, оказались закрыты, но, помахав руками, мне удалось привлечь внимание находящихся внутри девушек, убиравших вагоны. Французским языком я не владею, поэтому пришлось объясняться по-английски. Девушки меня внимательно выслушали, затем переглянулись и рассмеялись — с тем же успехом я бы мог обратиться к ним на каком-нибудь хинди или зулу. К сожалению, французы не любят иностранные заимствования и все мои «computer! computer!» пониманию никак не способствовали. На помощь пришло вспомнившееся слово ordinateur. Мне сразу же любезно разрешили пройти в вагон и забрать забытые бумажки и компьютер. Так что будьте бдительны и «при выходе не забывайте свои вещи».

После этого весьма неприятного, но счастливо закончившегося инцидента времени на Верден не осталось. Поэтому обойдя порт, я пошёл сразу в гостиницу. Отели в Ла-Рошели даже в это время года весьма дорогие, и чтобы не переплачивать, я решил подыскать что-то более дешёвое, пусть и подальше от вокзала. Гостиница — минут 20 пешком от станции — обошлась мне в 140 € за 3 ночи. Номер за такие деньги оказался чистым и уютным, а место, благодаря удалённости от центра города, тихим и приятным. Рядом с гостиницей — несколько кафешек и продуктовый магазин Carrefour, внутри — автомат с водой и шоколадками по адекватным ценам. Очень удобно.

Время на часах было около шести, погода была хоть и облачной, но довольно тёплой, и я решил двинуться в сторону острова Рэ. Интересно было добраться туда своим ходом — и я поехал, предварительно прокатившись чуть-чуть в окрестности Вердена. Дорога до моста заняла около 30 минут. И вот передо мной мост! Очень красивый и очень длинный (около трёх километров). Первая половина в горку. Холодный и сильный, сбивающий с ног ветер в лицо. Этот участок дороги на остров оказался самым неприятным, но зато единственный за этот визит раз я (вдали) увидел форт Байяр. Когда я ехал по мосту, навстречу мне проехал автобус в Ла-Рошель. К сожалению, последний на сегодня. Спустившись на остров, дальше я не поехал, поскольку время было уже по местным меркам позднее и вернуться я мог только своим ходом. Погода же тем временем начала портиться: солнышко полностью скрылось, и было видно надвигающийся дождь (который, правда, в итоге прошёл мимо). Обратно по мосту я прокатился с ветерком в спину — на спуске больше 35 км/ч ехать побоялся: справа мчатся машины, слева плещется океан. :) Вечер провёл в Ла-Рошели. Покатался по городу (хотя хороших тротуаров мало и кататься там особо негде, вечером машин становится не так много и можно смело ехать по встречной полосе), заглянул в городской парк, поближе познакомился с местной кухней (не заказывайте сардины на гриле — одни кости!) и напоследок зашёл в Carrefour за завтраком — очень вкусным рисовым пудингом. :)


Остров Рэ

Первый полный день пребывания в Приморской Шаранте было решено целиком уделить острову Рэ. Утром я поехал на площадь Верден, откуда на остров Рэ регулярно отправляются автобусы (Les Mouettes, линия №3). В располагающемся там туристическом офисе меня снабдили актуальным расписанием (его можно заранее скачать с сайта компании-оператора, но лишний раз проверить его актуальность в офисе не будет лишним) и подсказали, где останавливается нужный мне автобус. Билет, дающий право неограниченно пользоваться автобусом в течение одного дня, обошёлся мне в 5 €. Купить его можно либо в туристическом офисе, либо непосредственно у водителя.

Дорога до острова занимает около 20 минут. Делая первую остановку сразу после моста (Sablanceaux), далее автобус около полутора часов петляет по всему острову, заезжая во все основные городки, включая Сан-Мартин-де-Рэ — «столицу» острова Рэ. К конечной остановке (Salle polyvalente) в автобусе оставалось лишь четыре человека: водитель, семейная пара и я. К некоторому удивлению рядом с остановкой я обнаружил туристический офис, услугами которого я не преминул воспользоваться, чтобы получить (совершенно бесплатно), на всякий случай, бумажную карту острова. Хотя на карте были отмечены основные велосипедные дорожки, я поехал по проезжей части, благо машин в этой части острова почти не было.

Первый пункт назначения — маяк Бален (Phare des Baleines), до которого было всего около пяти километров. Осмотр маяка внутри платный, 6 €. В помещениях внизу располагается небольшой музей с историческими фотографиями. На сам маяк можно взобраться по винтовой лестнице, что я, конечно, и сделал. С маяка открывается очень красивый вид на Бискайский залив и остров. В соседнем здании располагается магазинчик с различными сувенирами. Продаются, в частности, различные книжки. Я купил одну по истории острова Рэ и «Историю форта Байяр» Тьерри Созо. За те 40 минут, что я осматривал маяк, погода совсем испортилась — солнышко окончательно скрылась за облаками и начался довольно сильный дождь. Было два варианта: либо ехать под дождём, либо сесть на автобус и доехать, например, до Сан-Мартина-де-Рэ. Второй вариант отпал, когда я посмотрел расписание: следующий автобус был лишь через два часа, которые я никак не хотел терять.

Поначалу дорога была хоть и мокрая, но вполне приличная. Машин было мало, и ехал я довольно быстро. В город Арс-ан-Рэ я въехал под проливным дождём и прежде, чем двинуться дальше, решил немного подождать в надежде, что дождь хотя бы чуть-чуть ослабнет. Почти тщетно. Сразу за Арсом-ан-Рэ начинается самая узкая часть острова, и все автомобильные дороги сливаются в одну, но такую же узкую, по одной полосе в каждую сторону. Я продолжал ехать по проезжей части, но дорога была ужасной — лил дождь, машины шли буквально одна за другой, и мне то и дело приходилось прыгать на обочину. Когда я увидел съезд на велосипедную дорожку, я не раздумывая свернул. Вокруг — красота! ;) Встретившийся указатель гласил, что до моста остался 21 километр. Конечно, был определённый риск: велодорожка с автомобильными дорогами почти не пересекается, а хороший асфальт мог в любой момент закончиться. Через километров пять он и закончился… ;) На моё счастье бездорожье довольно быстро кончилось и началась бетонная дорожка, для роликов вполне подходящая.

Так я доехал до Сан-Мартина-де-Рэ, где осмотрел цитадель, построенную знаменитым Вобаном в 1681 году. Проехав через Ла-Флот, вдали я наконец-то увидел аббатство Нотр-Дам-де-Рэ — те самые развалины, которые в течение многих лет появлялись в заключительных титрах передачи. Неподалёку от аббатства находится форт Ла Прэ. К сожалению, времени на детальный осмотр форта уже не было (надо было успеть на последний автобус), и я ограничился лишь взглядом со стороны. К мосту я приехал раньше, чем рассчитывал (вполне мог бы успеть заглянуть и в Ла Прэ), и в ожидании автобуса заглянул в одну из кафешек, где с удовольствием выпил горячего чая. Приехавший по расписанию автобус за 20 минут доставил меня обратно в Ла-Рошель. В автобусе я заметил ту самую семейную пару, что утром доехала со мной до конечной остановки.

Несмотря на осадки, в целом поездка по острову Рэ удалась, хотя дождливая погода и внесла свои коррективы.


Рошфор, Бурсфран-ле-Шапю и форт Лувуа

Утром следующего дня я пошёл в туристический офис Ла-Рошели, чтобы узнать, как мне добраться до города Рошфор и форта Лувуа, и получить соответствующие расписания (они также доступны в электронном виде в Интернете). Вариантов немного: либо на автобусе, либо на электричке. Автобусом интереснее, но ходит он реже, а едет дольше. Поэтому в целях экономии времени я поехал на электричке. Билет в один конец стоит 6.20 € (билет туда-обратно, вероятно, стоит дешевле, но при покупке надо сразу определиться с временем возвращения). Поезд едет довольно быстро, и путь занимает всего около 20 минут.

Приехав в Рошфор, у меня было около 40 минут, которые я потратил на осмотр окрестностей вокзала: сделал кружок, заглянув в порт и проехав мимо Кордери Рояль и Морским музеем. К сожалению, тротуары очень узкие и плохого качества, поэтому ехать приходилось в основном по встречной полосе (машин было не много). На последнем перекрестке перед вокзалом мне на встречу выехала… полиция. Меня вежливо попросили переместиться на тротуар, что я и сделал, благо до вокзала оставалось совсем немного.

Добраться до форта Лувуа из Рошфора можно на автобусе (Les Mouettes, линия №6), который идёт на остров Олерон. В туристическом офисе я попытался узнать, на какой остановке мне надо выйти. Сотрудница офисе с ответом затруднилась и посоветовала спросить у водителя. Будучи практически уверенным, что водитель по-английски ничего не поймёт (так оно и оказалось), я выбрал по карте ближайшую остановку — мэрия города Бурсфран-ле-Шапю. Дорога занимает около 50 минут и весьма интересна сама по себе: автобус проезжает по большому мосту через реку Шаранту, слева от которого можно увидеть действующий паром (Pont Transbordeur), построенный более ста лет назад, заезжает в города Сент-Анан и Марен.

От Мэрии до порта Шапю около двух километров. 10 минут — и передо мной форт Лувуа! Повезло, что в это время был отлив, так что от берега до крепости можно было дойти пешком по узенькой дорожке. Осмотр стоит 6 €. По своим размерам форт, конечно, с Байяром не сравнится, но производит сильное впечатление. Я провёл там больше часа, тщательно всё осмотрел и сделал пару сотен фотографий. Описывать форт вряд ли имеет смысл — атмосферу средневековой крепости, всё равно, не передать. Смотрите фотографии, а ещё лучше, приезжайте в форт сами! ;) На обратном пути я решил прогуляться до Мэрии пешком. Городок складывается из маленьких одноэтажных домиков. На улицах людей почти не было. По-видимому, французы приезжают сюда только на лето.

Мой автобус отходил в 17:00. Замечу, что автобусы на этой линии ходят очень редко: от Мэрии в сторону Рошфора всего три раза в день — в 11:15, 17:00 и 17:45. При входе улыбкой меня встретил тот же водитель. В 17:50 мы вернулись в Рошфор, и я быстро пошёл в Кордери Рояль — знаменитую Королевскую канатную мануфактуру. Музей состоит из нескольких залов, и наиболее интересным является первый, в котором наглядно показан процесс изготовления самых разных видов канатов. В остальных залах демонстрируются различные видеофильмы и видеоролики по морской тематике (конечно, на французском языке). Недалеко от Кордери Рояль стоит знаменитый «Эрмион» — восстановленный по архивным чертежам фрегат королевского флота.

На этом осмотр Рошфора и его достопримечательностей был закончен. К сожалению, все музеи закрываются рано. Побродив немного (начался очередной дождик) по городу, я пошёл на вокзал. Через 20 минут я был в Ла-Рошели. Подкрепившись французской кухней, я отправился кататься по городу (дождик, к счастью, уже кончился).

Утром следующего дня я успел сходить в Аквариум, где можно познакомиться с различными обитателями морских глубин, начиная от маленьких креветок и заканчивая огромными акулами. Последний зал музея — тропический лес, наполненный пением птиц. К сожалению, птиц там нет, а «поют» развешенные по периметру динамики. Вернувшись в отель, я быстро собрал оставшиеся вещи и пошёл на станцию. В 11:30 мы двинулись в сторону Парижа, и к обеду я был уже на месте.

К сожалению, не все достопримечательности, запланированные заранее, удалось посетить. Например, не удалось съездить в город Сент, не хватило времени посетить замок Ла-Рош-Курбон, не получилось попасть на острова Олерон и Экс. Надеюсь, что эта поездка в регион не была последней, и в следующий раз, вооружившись уже четырёхколёсным другом, получится охватить большее число интересных мест.


Снова Париж

Каждую пятницу вечером парижские роллеры катаются по центральным улицам столицы. Колонну сопровождает полиция, которая помогает перекрывать дороги. Интересно было посмотреть на это мероприятие изнутри, и к 22 часам я приехал к вокзалу Монпарнас — на начальную точку маршрута. Покатушка проходила в хорошем, бодром ритме, вызывая восторг у наблюдавших за нами прохожих, которые не только снимали нас на мобильные телефоны и планшеты, но и периодически поддерживали радостными криками. Официально покатушка заканчивается в час ночи в точке старта, но мы откололись от неё раньше, на площади Трокадеро, посмотрели на Эйфелеву башню, мерцающую различными цветами и разъехались по домам. Утром следующего дня я улетел домой.


В заключение выражаю огромную благодарность Владимиру Ивановичу за помощь в организации поездки во Францию!

Женя